Постапокалиптический сеттинг — таким сладким словосочетанием можно привлечь аудиторию практически к любой игре, локации которой закрывает свинцовое небо, а вездесущие пыль, песок и рейдеры в костюмах из подручных материалов делают семьдесят процентов атмосферы. В BlueGiant Interactive поступили проверенным и в то же время немного нахальным образом — взяли и перекрасили технику и юнитов в пепельно-желтый цвет, стилизовали имеющиеся постройки под уже не уникальное «А мы все это соорудили из того, что было» и спроектировали геймплей в полном соответствии с сеттингом. Сейчас вы узнаете, помогло ли это APOX стать интерактивной постановкой по мотивам «Безумного Макса».
Безумный APOX
Фильм с молодым Мелом Гибсоном мы вспомнили по вполне объективным причинам. Геймдизайнеры, прорабатывавшие общую стилистику и антураж APOX, больше всего вдохновлялись именно этой картиной. По крайней мере у нас сложилось такое впечатление. Это заметно и по переделанным под нужды головорезов серийным спорткарам и полицейским автомобилям, и по рядовым солдатам, ожидаемо облаченным в типичные шмотки из кожзаменителя и мотоциклетные шлемы самых невероятных форм, размеров и цветов. Во многом похожи и основные постулаты вселенной. В частности — борьба за энергоресурсы и боеприпасы. Существенное отличие в арт-дирекшене — небо. В «Максе» оно голубое и почти всегда чистое, а тут — традиционно свинцовое и серое.
APOX сначала очень легко хвалить за то, что она не такая, как все. BlueGiant Interactive во время разработки называла ее концептуальной помесью привычной стратегии и шутера. Самое главное, что тут есть от экшена, — это ураганная динамика и скоротечность проводимых партий.
Бойцы тащат раненых товарищей — как это трогательно. Сесть за эту игру — все равно что зарубиться в любимую Bad Company 2 или Black Ops: если карта не слишком большая, то исход поединка становится известен совсем скоро. На это работает максимально простая стратегическая составляющая. А также главенствующий принцип, гласящий о том, что изначально все здания и техника являются ничейными — их в любой момент могут захватить представители противоборствующей команды.
А еще в APOX неприлично много внимания уделяется солдатам — они здесь значат все и даже больше. Без бойца внутри не будет работать ни одна станция по добыче энергоресурсов, ни один пункт ремонта техники, ни один мини-госпиталь. Даже для функционирования местного аналога казармы крайне необходим хотя бы одинокий и полуживой вояка. Оборонные турели не станут стрелять, если за них не посажен наблюдатель, а постройка сооружений проходит быстрее, когда к процессу удается подключить сразу несколько добровольцев.
Вся система захвата зданий и техники как для стратегий, так тем более и для экшенов вовсе не нова. Но в случае с постапокалиптической игрой с рейдерами, мародерством и перегрызаниями глоток за последнюю флягу с водой приобретает, пожалуй, наиболее очевидный смысл и подтекст.
Захват склада с боеприпасами — первоочередная цель в APOX. Наладить экономику получается довольно быстро. Вот казармы, вот медпункт, а потом еще и цех по производству авто — буквально через минуту у вас на вооружении есть все необходимое. Самое главное — это постоянный доступ к ресурсам. Производящегося бензина на первых порах хватает только для заполнения баллонов пары огнеметчиков да заправки нескольких машин.
APOX заявлена разработчиками как «смесь стратегии и шутера». До перехода в режим от первого лица дело не дошло, но кое-какие элементы боевика действительно присутствуют. Мы были искренне удивлены, когда солдат на поле ожесточенного и длительного боя схватил своего раненого сослуживца и всем своим видом намекнул, что неплохо было бы направить того в медпалатку. Или другой момент: после победы над силами противника вся дорога была устлана автоматами, пулеметами и пусковыми установками. Их, как и в шутере, можно подбирать. Более того, когда мы чуть раньше говорили о том, что в мире APOX основными движущими ресурсами являются топливо и, что главное, боеприпасы, то ничуть не слукавили. Юниты умеют обыскивать трупы на предмет патронов.
И это все в конечном итоге очень сильно меняет наше представление о стратегической игре и правилах поведения в ней. Каждого снайпера, каждого раненого солдата начинаешь беречь как зеницу ока. Укомплектовать свою армию двумя десятками единиц «пушечного мяса» не получится. BlueGiant Interactive совершенно точно настроила экономическую систему и сумела подарить нам очень правильные ощущения. На пустошах нельзя заниматься бесхозяйственным разбазариванием доступных ресурсов. Во время боя нужно уметь вовремя отступить для того, чтобы залечить раны и атаковать с новыми силами. Ибо производство вооружения стоит непростительно дорого.
Вся экономика игры перед вами. Апокалипсис по-индийски
Как правило, APOX предлагает встретиться одновременно с большим количеством пользователей на одной карте. Бои форматов «3 на 3» или «5 на 5» — это, можно сказать, здешний стандарт. В мультиплеере подобный расклад только на руку. Например, от захваченной станции по производству топлива напарники могут на свои базы пустить по одной трубе для собственных нужд. Не говоря уже о простой и дружеской поддержке при перестрелках.
Немного странновато решен вопрос о предоставлении доступа к картам. Нам имеющийся принцип показался неудачным: в игре, честно купленной в Steam, предлагается получать доступ к новым картам по мере зарабатывания специальных очков в сражениях. Изначально их совсем мало. Быть может, это тоже прямое подтверждение того факта, что APOX — стратегия с элементами экшена. Нам вспомнилась Unreal Tournament 2004, где особо интересные персонажи появлялись не сразу.
Могут ли быть у индийского проекта недостатки? Скорее да, чем нет. Все портит бюджетность. К примеру, здесь вообще нет такой важной вещи, как сюжетная кампания. Вместо нее — отдельные миссии по обороне базы, выводу пленников из-под заключения и так далее. Другой момент — мультиплеер. Понятное дело, что перед нами не StarCraft 2, поэтому найти себе противников зачастую бывает сложно. Еще досадное обстоятельство — режим обучения укажет новичку только на самые-самые очевидные вещи. О тех же умениях солдат собирать патроны, носить на плечах раненых напарников и многом другом придется догадываться самому.
Но, пожалуй, главная беда APOX — это ее саундтрек. Абсолютно неподходящие, криво сведенные, бездушные и примитивные композиции. Такое ощущение, что музыкальным сопровождением занимался десятилетний юнец, сумевший-таки запустить пиратскую копию программы Fruity Loops.
Ну а говорить о предварительных выходах на рабочий стол перед возвращением из боя в главное меню, непонятных «фризах» камеры на мощном компьютере и прочих ожидаемых болячках… эм-м, игры из Индии мы даже не будем. Это идет по умолчанию в комплекте. Как пакетики приправ и масла в упаковке с лапшой быстрого приготовления.
«Ну мы должны же, наконец, спалить эту тачку!» *** С APOX стоит познакомиться всем, кто ждет от жанра стратегий нового опыта и эмоций. Удачная смесь RTS и экшена в постапокалиптическом сеттинге, вдохновленная кинотрилогией «Безумный Макс», — не самое худшее на свете описание для бюджетного проекта родом из Индии. Формула, предложенная BlueGiant Interactive, оказалась на удивление работоспособной. Крупным компаниям следует взять ее на заметку.
Плюсы: хорошо сбалансированная стратегическая система; неплохая смесь RTS и шутера; масса приятных и нетипичных для игр такого жанра нововведений. Минусы: бюджетность; отвратительный саундтрек; отсутствие полноценной сюжетной кампании.
|